Запоры у детей
Запор у детей - распространенная проблема, которая может оказывать значительное влияние на качество жизни ребенка и его семьи. По различным данным на долю запоров у детей приходится от 10 до 30%.
Диагностика, лечение запоров у ребенка — это работа врача-гастроэнтеролога, педиатра. При необходимости показана помощь и других специалистов - невролога, эндокринолога и других.
В данной статье рассмотрим основные аспекты, связанные с запорами у детей.

Запор — это нарушение работы кишечника, при котором у ребенка наблюдаются редкие дефекации (реже возрастной нормы) и/или неполное опорожнение кишечника. К признакам запора также относятся затрудненное и болезненное испражнение, ощущение неполного освобождения кишечника после посещения туалета, а также выделение небольшого количества твердого и сухого кала.
У здоровых детей частота дефекаций может быть разнообразной. Она зависит от возраста малыша, качества питания, количества выпитой воды и других моментов. У детей грудного возраста частота дефекаций составляет от 1 до 6-7 раз в день. С введением прикормов частота дефекаций снижается, стул становится более густым. При искусственном вскармливании стул реже, чем при грудном. Если анализировать детей более старшего возраста, то норма частоты их стула может варьироваться от 3 раз в день до 3 раз в неделю.
Запоры могут быть связаны со структурными нарушениями со стороны кишки или с нарушениями регуляции ее моторной функции без первичного структурного дефекта, имеют функционального происхождения
Классификация: виды запоров у детей
Запор чаще всего возникает на фоне заболеваний пищеварительной системы. Основная причина заключается в нарушении моторики кишечника. В зависимости от того, как именно сбивается работа желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), запор может быть:
- спастическим (гипертоническим), при котором мышцы кишечника чрезмерно напряжены, что препятствует нормальному продвижению каловых масс;
- атоническим (гипотоническим), когда стенки кишечника слишком расслаблены и не способны эффективно сокращаться для выведения переработанных веществ из организма.
В зависимости от происхождения запоры делятся на:
- первичные, вызванные врожденными аномалиями развития кишечника;
- вторичные, возникают вследствие заболеваний, травм, воздействия токсинов и других факторов;
- идиопатические, связанные с неправильным питанием, малоподвижным образом жизни и другими внешними воздействиями.
По характеру течения запоры могут быть:
- острыми (кратковременными);
- хроническими (продолжающимися более 3 месяцев).
Существует также деление детских запоров по степени компенсации, которое очень важно для назначения правильного лечения:
- компенсация: дефекация происходит раз в 2-3 дня, симптомы отсутствуют, проблема решается корректировкой питания;
- субкомпенсация: дефекация происходит раз в 3-7 дней и только на фоне приема слабительных препаратов; сопровождается болями в животе, вздутием;
- декомпенсация: опорожнение кишечника происходит реже 1 раза в неделю, состояние сопровождается болями, вздутием живота, интоксикацией; устранить запор можно только с помощью клизмы.
Такая классификация помогает врачам подобрать правильное лечение и избежать осложнений.
Необходимо знать некоторые угрожающие признаки при запоре требующие незамедлительного обращения к специалистам:
- тошнота, рвота (проявление интоксикации);
- задержка мочи (сдавливание мочевыводящих путей каловыми массами);
- общая слабость, рвота, повышение температуры, тошнота, тахикардия — признаки непроходимости кишечника, перитонита, которые требуют незамедлительного хирургического вмешательства.
Диагностика запора у ребенка включает в себя:
- 1. Сбор анамнеза и жалоб: чем ребенок питается, питьевой режим, активен или нет ребенок, наличие сопутствующих проблем с эндокринной или нервной системой, длительность запоров, какие меры принимались до этого, были ли они эффективны? Частота и консистенция стула, наличие сопутствующих симптомов.
- 2. Физикальное обследование - проводится с целью выяснения причины и механизма развития запора, а также исключения врожденной или приобретенной органической патологии - осмотр живота и прямой кишки.
- 3. Лабораторная диагностика: копрограмма, анализ кала на УПФ; общий и биохимический анализ крови.
- 4. Эндоскопические методы (колоноскопия, ректороманоскопия) проводятся для изучения состояния слизистой оболочки кишечника и выявления возможных воспалительных процессов.
- 5. Рентгенография брюшной полости и ирригография позволяют оценить анатомические и функциональные особенности кишечника. Например, при спастическом (гипертоническом) запоре наблюдается сужение просвета кишки и усиление гаустр, при этом опорожнение происходит в пределах нормы. В случае атонического (гипотонического) запора отмечается расширение сигмовидной и прямой кишки, а процесс опорожнения значительно замедлен.
- 6. Для диагностики нарушений в аноректальной области у детей применяются манометрия и сфинктерометрия, которые помогают оценить работу сфинктеров и мышц.
- 7. Ультразвуковое исследование (УЗИ) используется для комплексной оценки состояния кишечника, а также органов гепатобилиарной системы, поджелудочной железы и желудка.
Учитывая неврологическую или эндокринную природу запоров, необходима консультация невропатолога и эндокринолога.
Методы лечения запора у ребенка
При лечении запоров у детей необходимо в первую очередь изменить:
- рацион питания (диета должна включать в себя качественные продукты, содержащие пищевые волокна - зерновые каши, пшеничные отруби, ягоды, печеные яблоки, фрукты и овощи, употребление рафинированных и легкоусвояемых продуктов необходимо свести к минимуму),
- образ жизни (прогулки, посещение спортивных мероприятий, активные игры на свежем воздухе),
- водный режим - необходимо пить достаточное количество воды, расчет воды в сутки производится по массе тела.
Медикаментозная терапия должна назначаться врачом и важно использовать их только под контролем специалиста:
- слабительные препараты,
- про и пребиотики,
- возможно назначение желчегонных препаратов, спазмолитиков, ферментозаместительная терапия,
- фитотерапия,
- физиотерапия - электрофорез, смт, рефлексотерапия,
- ЛФК (лечебная физкультура).
При копростазе проводится очистительная клизма только медицинским специалистом.
Для профилактики запоров необходимо поддержание активного образа жизни, массаж, особенно у грудничков, рациональное сбалансированное питание с высоким содержанием клетчатки и создание комфортной обстановки.
Прогноз
Устранив основные причины запоров и скорректировав питание, можно добиться регулярной и комфортной дефекации, а также улучшить консистенцию стула. Однако важно помнить, что самолечение с использованием только слабительных средств или клизм недопустимо — это может усугубить проблему и привести к переходу состояния в хроническую форму.
Заключение
Проблема запоров актуальна в любом возрасте, требует комплексного подхода к диагностике и лечению. Важно учитывать как физические так и психологические аспекты для эффективного решения проблемы.
Если вы столкнулись с проблемой запоров, не откладывайте визит к специалисту! Своевременное обращение к детскому гастроэнтерологу поможет выявить причину нарушений, предотвратить осложнения и восстановить комфортное пищеварение вашего ребенка.
Не игнорируйте симптомы — здоровье кишечника важно для общего самочувствия и качества жизни. Запишитесь на прием в Семейную клинику «КОСМА» уже сегодня и сделайте первый шаг к решению проблемы!
Литература
- 1. van Dijk M., Benninga M.A., Grootenhuis M.A., Last B.F. Prevalence and associated clinical characteristics of behavior problems in constipated children // Pediatrics. 2010. Vol. 125. P.e309–317.
- 2. Longstreth G.F., Thompson W.G., Chey W.D. et al. Functional Bowel Disorders // Gastroenterol. 2006. Vol. 130. P.1480–1491.
- 3. Cremon C., Gargano L., Morselli–Labate A.M. et al. Mucosal immune ac t ivat ion in irritable bowel syndrome: gender–dependence and association with digestive symptoms.// Am. J. Gastroenterol. 2009. Vol.104. P.392–400.
- 4. Barbara G., Stanghellini V., De Giorgio R. et al. Activated mast cells in proximity to colonic nerves correlate with abdominal pain in irritable bowel syndrome // Gastroenterol. 2004. Vol.126. P.693–702.
- 5. Gremse D.A. Parikh N.S 2018г Журнал педиатрического здравоохранения. 32(4) , 389-397. Детский запор
- 6. Saps M. (2020). Эпидемиология функциональных желудочно- кишечных расстройств у детей: системный обзор. Журнал педиатрии 220, 12-18